Речь пойдет об основных аспектах хила пристом в рейде. Для начала несколько ответов на наиболее распространенные вопросы: I. Подготовка к рейду.
1) FAQ.
Вопрос: Какой выбрать спек?
Ответ: Два самых распространенных спека для холи пристов это:
23/38/0
19/42/0
(Обратите внимание на очки, вложенные в Spell Warding (многим очень нравится этот талант). В качестве альтернативы их можно вложить в Holy Specialization).
Вопрос: Нужно ли брать Circle of Healing?
Ответ: Для хила в стандартных рейдах уровня T4 (Karazhan, Gruul, Magtheridon) - нет никакого смысла. Для рейдов от Zul'Amanа и выше - однозначно, да, поскольку особые способности боссов требуют использования этого спелла.
Вопрос: Стоит ли брать Lightwell?
Ответ: Большинство людей, у кого есть этот талант, считают, что да. Лично у меня его нет. Дело в том, что в рейде весьма проблематично бросить все дела и бежать поправлять здоровье к колодцу, да и полечиться от него могут лишь 5 человек (ладно бы если все 25). Любой дэмэдж (а в рейдах его всем хватает) прекращает эффект лечения. Так что судите сами.
Вопрос: Стоит ли брать Holy Reach?
Ответ: Если вы берете Circle of Healing - да, так как этот талант увеличивает диаметр (не путать с радиусом) действия этого хила до 36 ярдов. Если не берете - то нет такой жесткой необходимости. С другой стороны, для некоторых босс-файтов требуется находиться на расстоянии от 30 ярдов от босса и выше (например, он наносит АоЕ дэмэдж в радиусе 30 ярдов). Тогда и одного очка, вложенного в этот талант вполне достаточно для безопасного отдаления от босса.
Вопрос: Насколько хорош Holy Concentration?
Ответ: Весьма. 6% прок стабильно прокает раз в минуту, это дает присту дополнительный бонус в мана регенерации.
Вопрос: Healing Prayers или Mental Agility?
Ответ: Сомневаясь между двумя этими талантами, обратите внимание на свой стиль игры. Если вы спамите CoH, возьмите 5/5 Mental Agility; если периодически используете PoH, тогда однозначно 2/2 Healing Prayers выигрывает, так как экономит колоссальное количество маны.
Вопрос: Стоит ли брать Holy Nova?
Ответ: Этот спелл полезен лишь в трех случаях: а) квестинг, б) буст в низкоуровневых инстанс (до Марадон включительно), в) ПвП против хантеровских змей.
2) Необходимые статы.
Приоритетность тех или иных статов опять же отчасти зависит от вашего стиля игры. Советую налегать на них в следующем порядке:
1. +healing
2. mp5
3. spirit
4. intellect/stamina
3) Сет-бонусы.
Primal Mooncloth Set.
Лучший сет бонус до Т5. Разбивать сет ТОЛЬКО если вы готовы заменить все ТРИ предмета сразу на СУЩЕСТВЕННО лучшие. 5% от вашей мана регенерации продолжается во время каста.
Whitemend Set.
Увеличивает healing на 10% от вашего общего интеллекта. Классный бонус, начинайте хил в рейдах с этим сетом.
Т4-Set.
За 2 предмета: самый нелепый сет бонус: Prayer of Healing дополнительно отхиливает 150 здоровья за 9 секунд.
За 4 предмета: Каждый раз после каста Flash Heal, в течение 15 секунд длительность каждого последующего Greater Heal уменьшается на 0,1 секунду. Эффект складывается до 5 раз.
Т5-Set.
За 2 предмета: каждый раз, когда ваш Greater Heal доводит вашу цель до полного здоровья, вы получаете 100 маны. Супер бонус, получите его как можно скорее.
За 4 предмета: Увеличивает длительность Renew на 3 секунды (следовательно один дополнительный тик).
T6-Set.
За 2 предмета: Уменьшает стоимость по мане Prayer of Healing на 10%.
За 4 предмета: Увеличивает хил вашего Greater Heal'a на 5%.
4) Камни и энчанты.
Перманентные энчанты.
Glyph of Renewal (+35 Healing, +7 Mana Per 5): Это идет на голову. Требует Revered репутацию в Thrallmar.
Greater Inscription of Faith или Greater Inscription of the Oracle (Aldor/Scryer exalted).
Enchant Cloak - Subtlety (-2% угрозы на все спеллы) на бэк.
Enchant Chest - Restore Mana Prime (+6 Mana Per 5).
Enchant Bracer - Superior Healing (+30 Healing).
Enchant Gloves - Major Healing (+35 Healing).
Enchant Weapon - Spellsurge (3% шанс на спеллкаст восстановить 100 маны всем членам party). Спорный энчант. Некоторые полагают он лучше чем +healing. Решать вам.
Enchant Weapon - Major Healing (+81 Healing). Пока придерживайтесь этого. Он и дешевле.
Enchant Boots - Vitality (+4 Health and Mana Per 5).
Enchant Ring - Healing Power (+20 Healing). Надеюсь, вы энчантеры?
Golden Spellthread (+66 Healing +20 Stamina).
Камни.
Royal Nightseye (+9 Healing, +2 Mana Per 5): Это ваш лучший друг. Втыкайте его всюду, куда сможете, даже в желтые сокеты, если сокет-бонус не фантастический.
Teardrop Living Ruby (+18 Healing): Отличный камень для паладинов. Пристам, по моему мнению, не подходящий. 2 mp5 дороже 9 healing'а.
Luminous Noble Topaz (+9 Healing + 4 Intellect) / Dazzling Talasite (+4 intellect, +2 Mana Per 5): Для предметов с обалденным сокет-бонусом вставляйте в желтый сокет один из этих на ваш вкус.
Временные баффы (еда, масла, фласки, эликсиры).
Еда: [Blackened Sporefish] или [Golden Fish Sticks].
Масла: [Brilliant Mana Oil] или (легче раздобыть) [Superior Mana Oil].
Фласки: [Flask of Mighty Restoration].
Эликсиры: [Elixir of Major Mageblood] или [Elixir of Draenic Wisdom] *плюс* [Elixir of Healing Power].
5) Аддоны.
HealBot или Grid. Выбирать придется вам самим, кому-то нравится первый, кому-то второй. Первый день придется убить на настройку все спеллов на комбинации клавиш и выбор оптимального скина. Однако когда вы его настроите, хилить будет одно удовольствие. Не знаю как в Grid'e, но в HealBot'e входящий хил не отображается, если другой хилер не пользуется HealBot'ом. Это его слабое место.
Decursive. И HealBot, и Grid имеют встроенную функцию диспелла. Однако в силу того, что в них и так будет забито как минимум 8, а то и 10 различных хилов, есть смысл для диспеллов магии и болезней использовать этот аддон. Наглядный, удобный, простой, негромоздкий.
Omen2. Не сомневаюсь, что он у вас уже есть.
DrDamadge. Расчитывает величину всех спеллов исходя из бонусов, полученных от талантов и одежды.
FocusFrame. Окно фокуса для стандартного интерфейса. Либо, если вы не пользуетесь стандартным интерфейсом, заведите PitBull или X-Perl.
Recount. Периодически проверяйте свой хил/перехил по Recount'y.
6) Макросы.
/stopcasting
Этот макрос необходим для обеспечения эффективного (своевременного) хила и поддержки мана-регенерации вне правила о пяти секундах (см. ниже).
Пример макроса для Greater Heal (Rank 7):
/stopcasting
/cast Greater Heal(Rank 7)
Использование этого макроса выглядит следующим образом: Вы начинаете кастить Greater Heal (а именно, вышеприведенный макрос), и в самом конце каста, если танк по-прежнему с полным здоровьем, обрываете каст и начинаете каст заново, так повторяете до тех пор, пока танку не понадобится хил, а тогда вы уже во всеоружии и уже кастите.
Отучайтесь стрейфиться или прыгать для прерывания кастов, это чертовски неэффективно и вы теряете драгоценные секунды, от которых может зависеть жизнь вашего танка.
Что касается других макросов, весьма полезным в рейде может стать макрос по шаклу фокусной цели (да, как это ни прискорбно, пристам иногда приходится в рейде заниматься такой ерундой как крауд контрол). Итак пишем макрос:
/focus [target=focus,noexists] target
/focus [modifier:alt] target
/target focus
/cast [target=focus,exists] Shackle Undead(Rank 3)
/targetlasttarget
Привязываем макрос к кнопке. Работает так:
Если выбрана цель - ставит на неё ФОКУС и пытается зашаклить.
Если ФОКУС уже стоит - выбирает ФОКУС, шаклит и возвращает предыдущую цель.
Если выбрана цель, и зажат АЛЬТ, то перекладывает ФОКУС на выбранную цель и шаклит, выбирает предыдущую цель.
Также помните, что чем меньше у вас spell hit'a, тем чаще ваш шакл будет спадать. Возможно выходом будет иметь при себе хотя бы один предмет со spell hit'ом, который в рейде можно одеть перед сложным шакл-файтом. А лучше, если шаклить будет шэдоу-прист
II. Все готово. Идем в рейд.
1) Какими спеллами эффективнее всего хилить?
Хил танка.
Prayer of Mending, Renew, Greater Heal ранги 2 и 7, иногда Binding Heal, Flash Heal, Power Word: Shield.
Прежде всего помните о том, что Prayer of Mending, срабатывая, генерирует аггро на того игрока, которого она отхилила. Соответственно, этот спелл великолепен для хила танков.
Renew главным образом необходим для выравнивания дэмэджа на танке между кастами хилов.
Greater Heal - основной, наиболее экономичный по расходу маны спелл.
Flash Heal: используется только в критической ситуации, когда вам нужно СРОЧНО отхилить танка.
Binding Heal: замечательный спелл для ситуаций, когда вам самим нужен хил. Всего за 1.5 секунды каста вы отхиливаете и себя, и вашу цель примерно на 2.5 - 3k, при этом вызывая очень маленькую угрозу.
Power Word: Shield: Некоторые люди будут убеждать вас в том, что PW:S на танке перед пуллом снижает генерацию аггро и ярости (rage). Однако практика показывает, что любой моб в end-game ПвЕ контенте бьет на 3k+ так, что комбо PW:S+PoM уходит с первого же удара. При этом хил мы начнем намного позже, чем если бы комбо не было, что даст танку возможность набрать достаточно ярости.
Хил рейда.
Главным образом хил приста в рейде отличается его сумасшедшими групповыми хилами: Prayer of Healing и Circle of Healing. Индивидуальный хил осуществляется обычным Greater Heal, здесь все просто. Если тряпочник идет АоЕ-шить, убедитесь в том, что вы предварительно повесили на него щит и Renew. Как только щит пробит, сразу же начинайте Flash-Heal'ить его. Это не танк, у вас не будет времени разглядывать окрестности, прежде чем он трагически погибнет.
Хил предсказуемого дэмэджа на весь рейд можно отхиливать двумя способами: PoH и CoH.
Помните, что несмотря на невероятную эффективность CoH (примерно 23 Health Per Mana), он все же дает меньшее количество здоровья в секунду (3.2k Health Per Second на 5 человек) в отличие от PoH (3.8k Health per Second).
Однако, в таких файтах, как, например, Hex Lord в Zul'Amanе, как минимум два приста обязаны иметь CoH для хила АоЕ дэмэджа. Примерно раз в минуту босс наносит по всему рейду АоЕ shadow дэмэдж из расчета 450 каждые полсекунды в течение 10 секунд. После каждого Soul Drain'a дэмэдж увеличивается. Кастить что-либо в этот момент абсолютно невозможно. Единственный способ отхилить рейд - это спамить CoH (один прист на каждую party).
Главным образом, техника прист-хила в рейде - предупреждение входящего дэмэджа. Это значит, что вы начинаете кастить хил до того, как ваша цель фактически получила дэмэдж. (Именно для этого вам необходимо использовать макрос /stopcasting (см. выше). На практике, если вы начали кастить хил после того, как танку вдарили 8k, вероятность его безвременной гибели составляет около 70%.
Как правило, после противных способностей боссов (например АоЕ) обычно у вас есть секунд 8-10 относительного затишья чтобы отхилить весь рейд. Однако помните, что танк - первый, кто должен получить хил.
Хил на трэше.
Если вы чистите трэш и на вас обрушивается огромное количество АоЕ дэмэджа, используйте все, что есть под рукой, чтобы сохранить рейд в живых. Трэш (за исключением Hyjal Summit) - это пример моментов, когда Health Per Second значительно важнее, чем Health Per Mana. Весьма редкое явление, чтобы прист высох за 3-минутный трэш-пулл, поэтому плюньте на эффективность, - хильте рейд. Это как раз та ситуация, когда Flash Heal - приемлемый спелл для хила, просто потому, что он быстро кастится и отхиливает достаточное количество. Он относительно дорог по мане, но лучше за 5 секунд отлечить 3-х человек и повесить им щиты, чем скастить Greater Heal на двоих человек.
Только не входите в счастливый ступор "Трэш = Flash Heal", помните, что Flash Heal необходим для ЭКСТРЕННОГО хила, для остальных ситуаций Greater Heal все равно эффективнее.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ХИЛЕРА: Несмотря ни на что, есть жесткий приоритет целей для хила:
1. Танк (или цель, за хил которой вы несете ответственность) и вы сами (и остальные хилеры). Без танков и хилеров рейд все равно не выживет. Если танк в относительном порядке, а вы при смерти, бросайте все и хильте себя. Все переагривающие ДПС покорно сидят в стороне и ждут своей очереди.
2. Тряпочные ДПС-ы (маги, ворлоки, шэдоу-присты).
3. Все остальные ДПС-ы.
2) Downranking.
Хотя downranking и был занёрфен в патче 2.3, его использование по-прежнему имеет смысл. Пропала возможность эффективно использовать Lesser Heal и Greater Heal (Rank 1) в качестве основных хилов, однако все остальные ранги вполне эффективны. Downranking используется для экономии маны при сравнимом хиле.
Например, если у игрока не хватает 2.5k здоровья, не смысла кастить в него Greater Heal (Rank 7), а Flash Heal вызывает бОльшую угрозу. В этом случае используйте Greater Heal (Rank 2).
Здесь расписаны все штрафы (Penalty), наложенные на использование низкоуровневых спеллов. Лично я использую Heal (Rank 3) ~1.9k hp, Greater Heal (Rank 2) ~2.5k, Greater Heal (Rank 7) ~5k.
3) Генерация угрозы (Threat).
По угрозе вам нужно знать лишь три вещи.
1. Прежде всего, убедитесь, что вы приняли все меры для минимизации генерации своей угрозы (5/5 Silent Resolve и Subtlety энчант); попробуйте поиграть с талантами, возможно убрать очки из Holy Specialization (крит всех Holy Spelloв) и вставить их в Spell Warding (уменьшение всего принимаемого спелл дэмэджа). Любите паладинов и их Salvation
2. PoM (Prayer of Mending). Неплохой способ помочь танку генерировать аггро, за каждое срабатывание дает примерно 1k угрозы тому, на ком срабатывает. Не злоупотребляйте на магах и других бесполезных ДПС-ах )) Старайтесь не использовать на себе. Лучше отхильте себя и танка Binding Heal'ом.
3. Даже с 5/5 Silent Resolve иногда вы все равно будете переагривать, так как вы хилите постоянно, независимо от пожеланий рейда. В этом случае используйте Fade. Обязательно поставьте его на самую удобную кнопку и используйте только тогда, когда уверены, что моб идет именно к вам. Также помните о том, что угроза, снятая с вас Fade'ом, вернется к вам по истечении 10 секунд. Придержите хил, если возможно.
4) МАНА РЕГЕНЕРАЦИЯ.
Здесь мне потребуется максимум вашего внимания, поскольку это наиболее важный аспект прист-хила в рейде.
4.1. Немного теории. Как работает мана регенерация?
У всех имеющих ману персонажей, она регенерируется тиками 1 раз в 2 секунды. Количество маны, регенерируемой за тик, определяется уровнем персонажа, его интеллектом и спиритом. Обычно измеряется в Mana Per 5 Seconds.
Для удобства давайте разберемся с терминологией.
Существует два типа мана регенерации:
1) спирит-регенерация (spirit-based regeneration).
2) прямая регенерация (direct regeneration).
И та, и другая измеряются в Mana Per 5 Seconds (mp5). Однако первая работает только вне каста, а вторая как вне каста, так и во время каста.
4.2. Спирит-регенерация (Spirit-Based Regeneration).
С введением патча 2.4 формула для вычисления спирит-регенерации универсальна для всех классов и выглядит так:
MP5 = 5 * (0.001 + sqrt(Int) * Spirit * Base_Regen) rounded up,
где Base Regen для персонажей 70 уровня = 0.009327,
sqrt = square root = квадратный корень,
rounded up = округленное значение.
Пользуясь этой формулой, можно составить следующий график, отражающий зависимость спирит-регенерации от количества интеллекта персонажа, а именно, сколько mp5 от каждой единицы спирита вы получите в зависимости от вашего интеллекта. Чтобы облегчить вам работу, скажу, что "Волшебная точка", где 1 spirit = 1 mp5 находится на уровне 459 интеллекта. Ниже этого лучше не опускаться. Все, что выше - только вам в плюс. Например, если ваш интеллект = 550, то каждые 15 очков спирита дают вам 17 mp5.
График роста регенерации маны.
На spirit-based регенерацию распространяется правило пяти секунд ( 5 Seconds Rule):
4.3. ПРАВИЛО ПЯТИ СЕКУНД.
Правило 5 секунд состоит в том, что когда персонаж тратит ману на какой либо спелл, он входит в 5-секундный период, в который спирит-регенерация прерывается и продолжает работать только прямая регенерация.
В отличие от кастуемых спеллов, вводящих вас в штрафные 5 секунд только в по окончании каста, channel-спеллы обсчитываются по-другому. Они начинают тратить ману уже в самом начале и заканчивают только в самом конце ченнела. В этом случае правило длится как минимум 5 секунд, как максимум - длительность ченнела. То есть, Mind Flay, который ченнелится 3 секунды, вводит вас в штрафной период на 5 секунд после начала ченнела, в то время как Tranquility ченнелится 10 секунд и вводит друида в штрафной период на все 10 секунд.
4.4. Как обмануть правило пяти секунд?
Для начала, Inner Focus - это гарантированный путь выхода из правила, потому что следующий каст будет бесплатным, и не запустит правило 5 секунд.
Обычно это выглядит так:
- поднимите своего танка/цель на максимум (можно кинуть в довесок Renew и PoM),
- подождите 2 секунды,
- включите Inner Focus,
- начинайте спамить макрос «/stopcasting /cast Greater Heal» до момента когда хил будет действительно нужен,
- отхильте танка/цель.
Когда хил сработает, вы вновь попадете в правило 5 секунд.
Если танк неплохо одет, и вы - его единственный хилер, у вас будет примерно 7-10 секунд вне правила 5 секунд, до того как пройдет второй хил.
Точно также используйте состояние Clearcasting'a, за тем исключением, что это прок и его срабатывание сложно предугадать.
4.5. Прямая регенерация (Direct regeneration).
Прямая регенерация пересчитывается напрямую из mp5 и может быть увеличена в талантах (Meditation 3/3 => 30% от спирит-регенерации добавляется к прямой регенерации) или посредством сет-бонуса: (Primal Mooncloth Set бонус дает дополнительным 5% от спирит-регенерации продолжаться во время каста).
4.6. Распределение маны на босс-файтах и трэш-пуллах.
Для оптимизации хила на сложных босс-файтах в ваши обязанности в первую очередь входит сохранение и восстановление максимального количества маны. Для этого необходимо соблюдать простые правила:
1) Как только вы потратили первые 3k маны, сразу выпейте mana potion, чтобы запустить кулдаун. (За один босс файт можно выпить до 4-х potion'ов).
2) Когда у вас вновь потратилось 30-40% маны, запускайте шэдоу-фйенда, если повезет, вы сможете использовать его дважды за один файт.
3) Следите за перехилом. Если вы щедро вливаете в полного танка хил-крит на 8k, кто-то впоследствие недополучит этого здоровья. Если цели не хватает 1,5 - 3k здоровья, не стоит впихивать в него Greater Heal (Rank 7), пользуйтесь спеллами меньших уровней.
4) Приучите своих хантеров следить за своими петами самостоятельно и отзывать их назад, если они стоят под дэмэджем. Обидно тратить ману на пета нерадивого хантера (не в обиду хантерам будет сказано) вместо танка, хилеров и ДПС-ов.
5) Обязательно пользуйтесь талантами, позволяющими вам обходить правило пяти секунд (Inner Focus, Holy Concentration) и тринкетами, каким либо образом экономящими вам расход маны (Lower City Prayerbook, Pendant of The Violet Eye и др.) или увеличивающими ее регенерацию (Bangle of Endless Blessings, Earring of Soulful Meditation и др.).
5) Перехил (Overhealing).
До выхода TBC некоторые утверждали, что 20% перехила в рейде - это следствие полного отсутствия скилла, что ясно показывало, что вы никудышный хилер. В результате закрепилось предубеждение, что перехил как таковой - это нечто ужасное.
На данный момент типичные показатели перехила пристов в рейдах T5 - T6 контента следующие: средние - 40%, удачные - 25-30%. На то есть объективные причины: во-первых, танки принимают на себя сумасшедший дэмэдж. Это вполне обычное явление, когда на танка обрушивается crushing blow на 9,5k (особенно если проскользнет через Shield Block). Соответственно, любой директ-хилер, отвечающий за хил танка, обязательно в этот момент будет кастить на него хил, и будет использовать /stopcasting, многократно прерывая каст до момента, когда танку этот хил понадобится.
К сожалению, мы не имеем возможности играть в идеальном пространстве без единого лага. А когда стоит выбор: перехилить или дать танку умереть, мы перехиливаем. Большинство пристов чаще всего используют для хила Greater Heal (Rank 2), под баффами отлечивающий ~3,5k. Если после отметки в 1.9 сек на вашем кастинг баре у вашего танка неполное здоровье, дайте касту закончиться. Да, возможно, за оставшиеся 0.6 сек паладин или друид отхилят вашего танка. А возможно и нет.
Всегда работайте над своим перехилом. Избегайте 100% перехилов на цели. Всегда координируйте действия с другими хилерами в рейде, распределяйте обязанности, чтобы избежать перехилов на одних целях и недохилов на других.
Источник: wowgid